Старая автомашина — ремонтировать нельзя использовать

By | 23.03.2019

 

Вид машины перед покупкой

Старая автомашина всегда вызывает чувство ностальгии, некоторого сожаления. С ней связано множество событий: поездки, происшествия, ремонты. При правильном обслуживании автомобиль служит своему владельцу длительное время. Много лет назад машина тоже была новая и привлекательная, доставляя своим видом и функционалом немало удовольствия водителю. Но время никого не щадит, и вот мы уже пинаем ногой свою бывшую любимицу, мечтаем о новой и лучшей.

  1. Начало истории
  2. Покупка первой машины
  3. Встреча с полицией
  4. Судьба старой машины

Начало истории.
 

В 1995 году купил я свою первую машину — ВАЗ 2101 («копейка») (вот так она выглядела в момент покупки. До этого времени о покупке машины даже как-то не задумывался — автобусы в райцентр и в другие города ездили регулярно и часто, билеты были еще дешевые, например, до райцентра за 25 км — 40 коп. В общем, большой необходимости не было, а покупать только для того, чтобы бахвалиться перед соседями, мы с женой не привыкли.

В начале 90-х годов ситуация начала резко ухудшаться и не только с деньгами и товарами, но и с транспортом: остался один автобус, который выезжал из села утром, а возвращался вечером; в базарные дни, а это были понедельник и пятница, делал еще по одному рейсу на обед; в субботу и воскресенье не выезжал совсем, так как пассажиров было мало и это было действительно невыгодно.

Необходимость иметь свой транспорт вырисовывалась все явственнее. Но к окончательному решению купить хоть какую-нибудь, но машину, подтолкнуло меня другое обстоятельство.

По мере ухудшения экономической ситуации расцветала коммерция; заводы останавливались, рабочие и служащие увольнялись и все, кто хотел и мог, бросались в торговлю. Близость и открытость границ с близлежащими Польщей, Венгрией и Словакией очень способствовали развитию этого явления. Хорошо помню, как в университете на занятиях по политэкономии преподаватель толковал нам, что купить дешевле в одном месте и продать дороже в другом — это чистой воды спекуляция, это дело уголовно наказуемо и вообще чуждо самой природе социализма. В нашем селе тоже появилось несколько мелких частных торговых точек, владельцы которых начали гордо именовать себя предпринимателями, бизнесменами да коммерсантами и действительно начали довольно быстро развиваться и богатеть. Государственные магазины тоже как-то незаметно перешли в частное владение. Если раньше они наводили уныние видом полупустых полок и лежалым товаром, то сейчас поражали воображение обилием заморских изделий и кусачими ценами. Я понимал, что люди зарабатывают на разнице цен баснословные деньги, но как это происходит и сколько именно — не вникал (сейчас вот думаю: может быть, и зря?).

Покупка первой машины.
 

Во время осенних каникул вызвали меня в райцентр на совещание по проведению 2 тура ученических олимпиад. Утречком на автобусе я и поехал; отсидел на совещании, поболтал с коллегами и надо бы возвращаться, а автобус только вечером. Я и решил добираться попутками. Тут и транспорт подвернулся: какой-то слабо знакомый мне мужик согласился подвезти хоть немного в нужном направлении, только сначала ему нужно было заехать в одно местечко. Я согласился, а местечком оказалась торговая база. Раньше я никогда в таком месте не был, поэтому начал с интересом оглядываться да присматриваться. Водитель машины вытащил недлинный список и пошел отовариваться, а я стал изучать цены. Сразу увидел, что в наших сельских забегайловках да наливайках они в два и более раза выше, чем здесь, на базе. Подумал: «Вот если бы у нас была машина, разве не смог бы я приехать сюда и так же отовариться? По этим ценам можно купить в два раза больше, чем в селе, нет, не для торговли, так как не наградил меня Господь продажными талантами, а для себя, для семьи?» Тут же на месте решил: «Хочу, хочу, хочу-у машину, машину, машину и точка!» Никому не сказал, но определился: нужны колеса.

Эпопея о том, как я собирал деньги на эту машину, как экономил на всем, как пытался заработать или что-то продать, о том, кто и как мне помогал, достойна отдельного повествования. Здесь же только упомяну, что уже через два года после принятого решения моя невообразимая мечта сбылась и я стал владельцем «Жигулей» ВАЗ 2101 1981 года выпуска; машина была старая, но капитально отремонтированная и выглядела впечатляюще. В селе в то время было не больше десятка машин; заплатил я за это удовольствие около $2000, но не сразу а частями.

С приобретением старой автомашины я начал наново учиться ездить, ремонтировать его и обслуживать, познакомился как с автомастерами, так и с дорожно-патрульной милицией. За несколько лет довольно интенсивной эксплуатации научился чувствовать машину и дорогу, начал слышать шумы и стуки в разных ее механизмах; своими руками перебрал её всю, включая разборку и сборку двигателя; не копался разве в коробке передач да в заднем мосту, так как эти узлы очень надежные и выносливые. Я до сих пор не считаю себя професcионалом, но и не «чайник» все же. В трудных случаях обращался к автомеханикам, но большей частью действовал по формуле: «Сам пан склепав».

Моя старая машина
Фото 1. Моя старая машина

Машина, поездки, дорога всегда связаны с риском, поломками, случаями да происшествиями; на дороге всегда есть место как для проявления водительской взаимовыручки и помощи, так и для откровенной наглости, обмана и другого негатива. И в моей практике такое происходило довольно часто; пользуясь случаем, расскажу хотя бы вкратце об одной небольшой истории.

Встреча с дорожной полицией.
 

Раз в пять лет учителя проходят курсовую переподготовку; моя жена сначала получила диплом учителя биологии-химии, а затем — еще один диплом учителя младших классов и перешла на работу в начальные классы. Выпало ей идти на курсы в институт последипломной подготовки в областном центре на три недели в начале ноября, как раз с началом второй четверти. Ну, жена в понедельник поехала, а в пятницу уже возвратилась на выходные. В следующий понедельник ей надо быть на парах не после обеда, как вначале, а с утра. Мы с ней условились, чтобы не добираться в воскресенье, я отвезу её на первый автобус, отправляющийся с вокзала в райцентре в 5 часов, и таким образом она успевает.

В понедельник подымаемся мы по сигналу будильника в 3.20, впопыхах собираемся и в 3.45 стартуем. На дворе мокро, промозгло и темно; нигде ни оглнька. Ехать недалеко, 25 км, но дорога в ужасном состоянии — сплошные ямы, рытвины да колдобины, еще и все залито водой, то есть не разгонишься. Но мы все равно помаленьку проехали одно село, второе, третье, а это километров 15, и повернули на автотрассу, которая была в хорошем состоянии. А на трассе метрах в 500 от поворота был сооружен стационарный пост дорожно-патрульной службы; это было небольших размеров двухэтажное зданьице с прожектором на крыше, дежурной будкой возле самой дороги, шлагбаумом и знаком «Проезд без остановки воспрещен». Были еще какие-то элементы инфраструктуры; второй этаж с одной стороны сплошь состоял из застекленных окон. Из них просматривался большой участок дороги в обе стороны. Домик большую часть времени пустовал, от шлагбаума остались одни столбики, а на знак никто не обращал внимания.

До поста осталось метров 300, когда я замечаю, что навстречу мчится автомашина с мигалкой и останавливается как раз возле будки; начинаю тормозить, так как ясно: милиция припожаловала. В свете фар мне видно, как из машины выпрыгивает человек в форме, одной рукой поправляет кашкет, а жезлом приказывает остановиться. Торможу, выключаю двигатель, свет, затягиваю ручник, отстегиваю ремень, беру документы и выхожу — все по правилам. Тем временем к остановившему меня депееснику подходит еще один, а сзади — еще двое, с укороченными автоматами. Стволы смотрят вниз и немного в сторону, но я не сомневаюсь, что ребята из тех, которые сначала стреляют, а потом спрашивают. Чувствуя свое превосходство, «мой» патрульный в звании сержанта наклоняется ко мне и вместо приветствия и представления с этакой ухмылочкой спрашивает: «Пил вчера, небось? Ану-ка, дыхни!» (Это коронный вопрос патрульных № 2; а есть еще и коронный вопрос № 1: «Нарушаем, да?» и это отчасти верно, поскольку для соблюдения всех правил дорожного движения нужно быть роботом, а не человеком). И тут я выдаю свой коронный ответ: «Да, пил; и не однажды; и много; и что? Мне скоро 40 лет». Служивый слегка обалдевает от такого ответа, а я после паузы добавляю невинным голосом: «А вчера как раз забыл выпить да и предвидел, что с вами могу повстречаться». Патрульный пытается что-то прочесть в моем техпаспорте при тусклом свете далекой лампочки и уже другим голосом спрашивает: «Откуда Вы?» (чувствуете разницу? уже на «Вы»). Я отвечаю и он отдает мне права и техпаспорт. Другой еще интересуется: «А далеко собрались?» Снова кратко объясняю и мы расходимся, так как становится очевидным, что в этот раз содрать с меня хоть что-нибудь не получится.

Не всегда встреча с патрульными заканчивалась благополучно; и задерживали меня надолго, и машину обыскивали, и платить приходилось, но в целом я был доволен: машинка честно возила меня и все грузы, которые я на неё взваливал, а большего от неё не требовалось. Вот так во встречах и с плохими, и с хорошими людьми, с приключениями и происшествиями, с постоянными ремонтами я отъездил на своей «копеечке» более 15 лет. Запчастей для машины моей модели полно по сей день, а весь ремонт зачастую сводился к тому, чтобы заменить изношенную детальку на новую. За прошедшие полтора десятилетия парк машин существенно изменился; появилось много новых отечественного производства, а на дорогах начало усиливаться засилье иномарок. Я ездил себе на старой, но хорошо отлаженной машине и, пялясь на очередное чудо японской или немецкой промышленности, мечтал втихомолку о новой. Никому не говорил, даже себе не произносил вслух, но мечтать ведь не вредно и не запрещено?

Что делать со старой машиной?.
 

Вначале намеревался использовать обмен старой машины на новую. Начал интересоваться, искать информацию в Интернете. Нашел калькулятор расчета стоимости старой автомашины. Когда ввел в форму соответствующие данные о своем автомобиле, то увидел, что ее могут у меня принять почти по стоимости металлолома. Невыгодно; да и то сказать: смешно надеяться, что кто-то себе в убыток обменяет мне машину старше двадцати пяти лет на новую с небольшой доплатой.

Спидометр показывал, что моя старая автомашина проехала у меня уже более 50 000 км, а сколько до меня — неизвестно. Начал сдавать двигатель: увеличился расход бензина и масла, снизились приемистость и тяга, при увеличении нагрузки за машиной тянулся шлейф синего дыма … Как мне этого не хотелось, но пришлось согласиться на капремонт двигателя.

Мастеров и мастерских по ремонту двигателей — несколько десятков только в ближайшем окружении. Слушая рассказы старых автомастеров о сложностях и тонкостях ремонта, у меня самого чесались руки попробовать самому разобрать и собрать двигатель, чтобы хотя бы убедиться, действительно ли все настолько сложно и недоступно для обыкновенного водителя.

Все удалось как нельзя лучше: разобрал, промыл, почистил, заменил изношенные детали на новые, собрал. Времени мне потребовалось значительно больше, чем опытному мастеру, но лучше того, что я сделал сам для себя, не сделал бы никто. Двигатель завелся с первой попытки; потихоньку его обкатал и стал ездить дальше. До приобретения новой машины проехал еще около 7 000 км. И тут возник вопрос, мучающий, наверное, многих водителей: что делать со старой машиной?

Самое простое решение — продать, не торгуясь, за ту сумму, которую сразу дают. Так бы и сделал, если бы не увидел, что вырученные деньги не покрывают и половины стоимости капремонта. Прислушался также к совету родных: зачем продавать машину, которая столько нам прослужила и может ездить еще? Несмотря на потрепанный поржавевший кузов, двигатель в отличном состоянии, а остальные агрегаты и механизмы далеко еще не исчерпали свой ресурс. Никто не запрещает иметь несколько машин. Передоверил машину детям, пусть учатся на старой; считаю это действие правильным.

Одно время обсуждали возможность переделки на минитрактор. Для этого достаточно сварить раму и закрепить на ней все агрегаты. Примеры такой переделки и чертежи в Интернете имеются. Однако оказалось, что такой самодельный агрегат в роли трактора имеет много минусов: низкий клиренс, один привод, нет раздатки, неглубокий протектор, небольшое тяговое усилие на крюке … В общем, решили, что лучше накопить денег и купить готовый мототрактор, чем вкладываться в переделку старой автомашины.

С уважением Василий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *